Использование свойств памяти для повышения эффективности обучения
Использование свойств памяти для повышения эффективности обучения
Автор: Ирина Деточка | Опубликовано: Август 18, 2018

Использование свойств памяти для повышения эффективности обучения

Свойства памяти

О человеческой памяти известно немного. Память как высшую психическую функцию можно определить, как свойство центральной нервной системы усваивать из опыта информацию, сохранять ее и использовать при решении актуальных задач. Упрощенно говоря, память бывает кратковременная и долговременная.

В кратковременной памяти ограниченное число сенсорных образов может удерживаться от нескольких минут до нескольких часов.

В долговременной памяти в отличие от кратковременной хранятся не сенсорные образы, а смысловая или событийная составляющая информации. Долговременную память разделяют на эпизодическую и семантическую.

Эпизодическая память определяется как личный опыт индивидуума, который субъективно осознается и может быть активно воспроизведен. В отличие от этого семантическая память - это в той или иной степени общий для многих людей запас знаний о мире и общих закономерностях миропорядка, а также знание речевых категорий.

Считается, что информация сначала поступает в кратковременную память, и лишь потом часть информации переводится на "постоянное хранение". Процесс "перевода" может занимать от нескольких недель до нескольких лет, и механизм его нам неизвестен. Остается загадкой и то, как и где у людей в головном мозгу хранится информация, не говоря уж о процессе воспоминания.

Основные процессы памяти

Память человека, в отличие от памяти компьютера, имеет свойство модифицироваться со временем. Другими словами, память – это динамический процесс. То, как долго человек может хранить определенную информации у себя в памяти, связано с повторным воспроизведением этой информации в его сознании. Чаще всего под памятью понимается система, состоящая из нескольких элементов:

  • запоминание: процесс памяти, посредством которого происходит восприятие новой информации и запись этой информации в общую систему мышления и ассоциативных связей. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей, как результата работы нашего мышления и интеллекта над содержанием запоминаемого материала,
  • хранение: процесс системного накапливания информации в памяти, включающий переработку и усвоение этой информации. Без хранения информации в памяти невозможно обучение человека, кроме того, именно от этого процесса напрямую зависят такие важнейшие способности, как мышление и речь,
  • воспроизведение: процесс репрезентации и узнавания хранимой в памяти информации, которая также называется воспоминаниями. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным,
  • забывание: забывание также является процессом памяти, а точнее проблемой ее развития. Потеря возможности воспроизводить выученную информацию может быть частичной (воспроизведение не полностью или с искажением) или полной (невозможность воспроизведения и узнавания).

Что показывает кривая забывания

Забывание — сложный и неравномерный процесс. В 1885 году немецкий ученый Эббингауз получил кривую забывания, на которой видно, какую часть прочитанного человек помнит через разные промежутки времени. В первые часы объем усвоенной информации быстро падает и через 10 часов составляет всего 35% от изученного. Эббингауз установил, что:

  • основное "забывание" происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием — в этот период теряется наибольший объем материала,
  • осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее,
  • с увеличением повторений скорость заучивания уменьшается,
  • заучивание целиком эффективнее заучивания по частям,
  • "эффект края" — явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине,
  • если обучающийся знает, что выученный материал ему пригодится, он запоминает его лучше.

Впоследствии эти закономерности были дополнены: профессионал, получив новую информацию по своей предметной области, встраивает ее в уже сформированный в его сознании контекст и запоминает гораздо лучше, чем посторонний человек.

Практические методы запоминания

Поскольку 2/3 информации забываются уже в первые 10 часов, наиболее полезно повторять основные моменты сразу после прочтения. Психологи советуют делать несколько повторений. Режим рационального повторения в течение двух дней:

  • первое повторение — сразу по окончании чтения,
  • второе повторение — через 20 минут после первого повторения,
  • третье повторение — через 8 часов после второго,
  • четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

Если нужно помнить очень долго:

  • первое повторение — сразу по окончании чтения,
  • второе повторение — через 20—30 минут после первого повторения,
  • третье повторение — через 1 день после второго,
  • четвёртое повторение — через 2—3 недели после третьего,
  • пятое повторение — через 2—3 месяца после четвёртого повторения.

Повторять информацию лучше активно: не прочитывать или прослушивать во второй раз, а пытаться извлечь из памяти и подглядывать в источник. Если объем информации велик, повторять ее лучше с разной степенью подробности. В первый раз — в полном объеме, во второй — ключевые моменты, в третий — весь объем информации в другой группировке или в другом порядке. Чем основательнее материал переработан, тем крепче запоминается. Трехкратное повторение — необходимый минимум.

Алгоритм системы SNAPSIM™ предоставляет пользователям возможность вспомнить изученный учебный материал через промежутки времени, способствующие максимальному запоминанию - 1, 3, 7 дней. Эта методология позволяет им успешно запоминать до 92% всей учебной информации.


Более подробно познакомиться с работой системы SNAPSIM™ вы можете, заказав у нас презентацию. Напишите нам прямо сейчас!

Заблуждения руководителей

Ирина Деточка

Ирина - управленческий консультант, с более чем 15-летним опытом в сфере корпоративного обучения, автор более 100 статей в отраслевых изданиях по вопросам стратегии, финансов, обучения топ-менеджеров и e-learning. Имеет два высших образования - по физике (кристаллофизика) и финансам.

Закажите презентацию системы SNAPSIM™ прямо сейчас!

Logo

SNAPSIM™ - интеллектуальная аналитическая онлайн платформа, предоставляющая HR-специалистам бизнес-компаний подробные данные о начальном уровне и прогрессе в развитии менеджерских компетенций сотрудников и обеспечивающая полностью автономный процесс обучения.

Контакты

24 Queen Street, Tramore
Co.Waterford, Ireland
Phone: +353 (0)85 718 1004
Fax: +353 (0)85 718 1004
E-mail: hello@snapsim.com
Web: www.snapsim.ru