Итак, мы говорили о сложности оценки стоимости нематериальных активов. Но при этом нам еще необходимо помнить, что создание ценности всегда связано со стратегией. Как? Через организационную бизнес-модель.
Русскоязычная Википедия определяет “бизнес-модель” как “концептуальное описание предпринимательской деятельности”. Довольно общее определение.
Англоязычная Вики более конкретна. В ее представлении, бизнес-модель – это то, “как организация создает, доставляет и собирает [монетарную] ценность, в экономическом, социальном, культурном и других контекстах” (how an organization creates, delivers, and captures value, in economic, social, cultural or other contexts). Некоторые источники ко всему этому добавляют еще и “как защищает”. Процесс построения и трансформации бизнес-модели является элементом бизнес-стратегии.
Рассмотрим как это происходит на примерах.
Пример 1. Транспортная компания
Создание ценности: Перемещение людей и грузов, услуги по транспортировке.
Доставка ценности: Легковые машины, автобусы, грузовики, микроавтобусы и т.д.
Сбор ценности: Выставление счетов / Продажа билетов.
Защита ценности: Экономия на масштабе.
Пример 2. Рекламное агентство
Создание ценности: Представление информации о товарах/услугах рекламодателя потенциальным покупателям.
Доставка ценности: Телевидение, вебсайты, радио, баннеры, рекламные щиты.
Сбор ценности: Стандартные модели расчета стоимости единицы услуги – за тысячу показов, за клик или за действие (CPM, CPC или CPA).
Защита ценности: Профилирование пользователей.
Пример 3. E-commerce
Создание ценности: Помощь потребителям в принятии решений о покупке.
Доставка ценности: Сайты электронной коммерции.
Сбор ценности: Оплата кредитными картами.
Защита ценности: Большой выбор, низкая цена.